Опытно-экспериментальная работа

Правительсво Санкт-Петербурга
Администарция Невского района Санкт-Петербурга
РАСПОРЯЖЕНИЕ

31.12.2010 года № 1361 - р

О деятельности образовательных
учреждений в режиме экспериментальных
площадок районного уровня

В соответствии с распоряжениями администрации Невского района Санкт - Петербурга от 16.12.2010 № 1288-р "О создании Совета по развитию образования Невского района Санкт – Петербурга", от 20.12.2010 № 1299-р " О регулировании инновационной деятельности в системе образования Невского района Санкт –Петербурга", решением совета по развитию образования Невского района Санкт –Петербурга от 21.12.2010 протокол №1: Перевести в режим эксериментальных площадок районного уровня Государственное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт – Петербурга.

Документы, регламентирующие инновационную деятельность ОУ в 2011 - 2013 учебном году:
1. "Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге" (Правительство Санкт-Петербурга от
20 июля 2007 года № 881)
2. "Методика отнесения организаций к инновационному типу" (Постановление Правительство Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 года № 878)

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2007 г. N 881

ОБ ОСНОВАХ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
НА 2008-2011 ГОДЫ
(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства Санкт-Петербурга
от 22.07.2008 N 878)

 В целях совершенствования научно-технической политики и развития инновационной деятельности в Санкт-Петербурге Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

  1. Утвердить Основы инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы (далее - Основы) согласно приложению.
  2. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли:
    1. Осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в инновационной сфере в соответствии с Основами.
    2. До 15.12.2007 разработать и представить на утверждение Правительству Санкт-Петербурга комплексную программу мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы.
  3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 20.07.2007 N 881

ОСНОВЫ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА 2008-2011 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства СПб от 22.07.2008 N 878)

1. Общие положения
   1.1. Основы инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы (далее - Основы) определяют цели, задачи и формы единой государственной инновационной политики в Санкт-Петербурге, а также функции исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере поддержки и развития инновационной политики в Санкт-Петербурге.
   1.2. В Основах используются следующие понятия:
- инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
- инновационная деятельность - процесс, включающий проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления; развитие инфраструктуры инновационной системы; проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок; вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности; технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции; выполнение работ и(или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг), создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования, применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
- субъект инновационной деятельности - организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая инновационную деятельность;
- инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, наукограды, технологические парки, парки информационных технологий, особые экономические зоны, фонды венчурных инвестиций, центры коллективного пользования и другие специализированные организации);
- технологический парк - организация, имеющая тесные связи с высшими учебными заведениями и научными центрами, промышленными предприятиями, региональными органами власти и управления, органами местного самоуправления и осуществляющая на основе объектов недвижимости формирование материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления и развития инновационных организаций, размещенных на его территории;
(в ред. Постановления Правительства СПб от 22.07.2008 N 878)
- инновационная система Санкт-Петербурга - совокупность взаимодействующих на единых целевых принципах субъектов инновационной деятельности, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, участвующих в реализации единой государственной политики Санкт-Петербурга в сфере инновационной деятельности;
- приоритетные проекты, направленные на развитие инновационной деятельности в Санкт-Петербурге, - инновационные проекты, имеющие важное (определяющее) значение для социально-экономического развития Санкт-Петербурга и включенные в приоритетные направления инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, указанные в разделе 4 настоящих Основ (далее - приоритетные направления);
- инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
- кластерная политика Санкт-Петербурга - политика Санкт-Петербурга по объединению предприятий и организаций, научных учреждений, которые своей целью имеют выпуск родственных продуктов или услуг;
- парк информационных технологий - специализированный в области информационных технологий комплекс офисных и производственных зданий, включающий в себя другие элементы инновационной инфраструктуры;
- инновационная организация - субъект инновационной деятельности, отвечающий критериям и показателям, определяемым в соответствии с Методикой отнесения организаций к инновационному типу согласно приложению к Основам.
(абзац введен Постановлением Правительства СПб от 22.07.2008 N 878)
2. Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт-Петербурге
   2.1. Инновационная политика в Санкт-Петербурге основывается на следующих принципах:
- комплексности - при разработке, реализации и корректировке инновационной политики в Санкт-Петербурге должна учитываться совокупность всех экономических, социальных, технологических, производственных, ресурсных, правовых, экологических, социальных, инвестиционных и иных факторов, характеризующих социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга, и охватывать весь жизненный цикл инноваций;
- системности - разработка, реализация и корректировка инновационной политики в Санкт-Петербурге должны осуществляться во взаимодействии со всеми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, субъектами инновационной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, специализированными коммерческими и некоммерческими организациями;
- адресности - разработка, реализация и корректировка инновационной политики в Санкт-Петербурге должны осуществляться в отношении конкретных субъектов инновационной деятельности;
- этапности - разработка, реализация и корректировка инновационной политики в Санкт-Петербурге должны осуществляться поэтапно в соответствии с приоритетными направлениями;
- открытости - исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга рассматривают предложения и взаимодействуют с субъектами инновационной деятельности в целях формирования, реализации и корректировки инновационной политики в Санкт-Петербурге.
   2.2. Целями инновационной политики в Санкт-Петербурге являются:
развитие инновационной системы Санкт-Петербурга;
- рост конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности;
- рост объемов реализации инновационной продукции;
- концентрация и диверсификация субъектов инновационной деятельности;
- формирование механизма инновационного развития Санкт-Петербурга;
- развитие и позиционирование Санкт-Петербурга как международного центра инноваций.
   2.3. Основными задачами для достижения вышеуказанных целей являются:
- подготовка и переподготовка кадров для субъектов инновационной деятельности;
- развитие инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
- совершенствование законодательства, стимулирующего развитие инновационной деятельности;
- совершенствование финансового обеспечения инновационной деятельности;
- содействие развитию системы информационной поддержки инновационной деятельности;
- формирование эффективных механизмов координации и регулирования инновационной деятельности;
- развитие сотрудничества и взаимовыгодных связей с российскими, зарубежными и международными организациями инновационной и научной сфер;
- формирование и реализация приоритетных направлений.
  2.4. Инновационная политика в Санкт-Петербурге предполагает определение:
- субъектов инновационной деятельности при оказании государственной поддержки;
(в ред. Постановления Правительства СПб от 22.07.2008 N 878)
- форм реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности в Санкт-Петербурге;
- результатов (целевых показателей) развития инновационной деятельности в Санкт-Петербурге.
  3. Формы и порядок реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности в Санкт-Петербурге
  3.1. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по формированию и реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге, развитию инновационной инфраструктуры, а также осуществлению координации деятельности в данной сфере иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и взаимодействию с субъектами инновационной деятельности является Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (далее - Уполномоченный орган).
  3.2. Реализация мер государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:
- финансирование и софинансирование в установленном законодательством порядке мероприятий по реализации приоритетных направлений;
- совершенствование законодательства, стимулирующего развитие инновационной деятельности;
- имиджевая поддержка инновационной деятельности;
- иные формы государственной поддержки инновационной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
3.3. Реализация мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности должна содействовать развитию конкуренции, увеличению рабочих мест и осуществляться с учетом требований антимонопольного законодательства.
3.4. Критерии и целевые показатели, определяющие результативность применения мер государственной поддержки инновационной деятельности в Санкт-Петербурге, а также порядок реализации указанных мер разрабатываются Уполномоченным органом.
(в ред. Постановления Правительства СПб от 22.07.2008 N 878)
3.5. Для повышения эффективности реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге мероприятия по реализации приоритетных направлений подлежат обсуждению на заседаниях Межведомственного координационного совета по экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политике при Правительстве Санкт-Петербурга, созданного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2004 N 1316.
3.6. Инновационная политика в Санкт-Петербурге формируется и реализуется Уполномоченным органом на основе предложений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
3.7. На основе приоритетных направлений Уполномоченным органом разрабатывается комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, которая должна содержать:
- задачи на определенный период;
- отдельные мероприятия;
- источники, сроки и объемы финансирования мероприятий;
- указание на исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, - ответственные за реализацию мероприятий;
- результаты (целевые показатели) развития инновационной деятельности в Санкт-Петербурге.
3.8. Программы и планы развития в различных сферах городского хозяйства Санкт-Петербурга и экономики Санкт-Петербурга должны содержать самостоятельный раздел, посвященный мероприятиям в сфере инновационной деятельности, и подлежат согласованию с Уполномоченным органом.

 

МЕТОДИКА
ОТНЕСЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИННОВАЦИОННОМУ ТИПУ
(введена Постановлением Правительства СПб от 22.07.2008 N 878)

 1. Общие положения
1.1. Методика отнесения организаций к инновационному типу (далее - Методика) разработана в целях выявления организаций инновационного типа для реализации инновационной политики Санкт-Петербурга при оказании государственной поддержки субъектам инновационной деятельности.
1.2. Отнесение организаций к инновационному типу осуществляется путем оценки уровня инновационной активности организаций и соотнесения их характеристик с установленными критериями и показателями, характеризующими уровень инновационной активности организаций, согласно Методике.
1.3. Для целей Методики используются следующие понятия:
- научно-технический персонал - работники, входящие в штат субъекта инновационной деятельности, непосредственно участвующие в процессе научных разработок, производства и(или) занятые обслуживанием научно-технической деятельности организаций;
- отнесение организаций к инновационному типу - процедура оценки уровня их инновационной активности и соотнесения характеристик их инновационной активности с установленными Методикой пороговыми величинами.
Иные понятия и термины, не указанные в настоящем пункте, используются в значениях, определенных законодательством Санкт-Петербурга и Российской Федерации.
2. Оценка уровня инновационной активности организаций
2.1. Основными показателями, характеризующими уровень инновационной активности организаций, являются:
- доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) в общем объеме расходов организаций;
- эффективность затрат на НИОКР;
- доля инновационной продукции в объеме продукции, произведенной организациями;
- доля научно-технического персонала в структуре организаций;
- соотношение приобретаемых и продаваемых технологий;
- коэффициент коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС).
2.2. Основными критериями, характеризующими уровень инновационной активности организаций, являются:
- соответствие сферы деятельности организаций хотя бы одному из приоритетных направлений инновационного развития Санкт-Петербурга, включенному в перечень приоритетных направлений инновационного развития Санкт-Петербурга, утверждаемый Правительством Санкт-Петербурга;
- преобладание в организациях технологических инноваций (продуктовых или процессных) относительно объема организационных и маркетинговых инноваций;
- отнесение организаций к одному из двух типов:
А) организации, осуществляющие разработку и реализацию ОИС с долей инновационной продукции в общем объеме реализации продукции организаций не менее 50 процентов;
Б) организации, внедряющие приобретенные ОИС.

Тема экспериментальной работы:
" Мониторинг интеллектуального развития учащихся"

Одной из основных целей общего и специального образования, как подчёркивает Закон об образовании, является развитие системы познавательно-продуктивных качеств мышления, которые представляют собой основу творческого потенциала личности и определяют умение действовать в нестандартных ситуациях, осуществлять интеллектуальную деятельность как одну из главных видов деятельности человека. Предполагается, что развитие качеств мышления можно осуществлять естественным путем, в процессе усвоения основ наук, как обязательный побочный продукт любого обучения. Однако это утверждение не совсем соответствует действительности. Все мы умеем говорить и разговариваем, но это не делает ненужным изучение грамматики. Мышление нуждается в таком же изучении правил и способов выполнения действия. Развитие мышления должно быть связано с овладением новыми мыслительными умениями, приёмами, с применением способов развития умения мыслить. Полученная сумма знаний, даже достаточно усвоенных, не гарантирует развитие у обучаемого навыков интеллектуальной деятельности в виде определенных мыслительных операций и их систем. Без целенаправленного развития в процессе обучения они формируются, но формируются стихийно, на основе случайных и, в большинстве случаев, не оптимальных закономерностей. Кроме того, качества мышления, заложенные генетически и приобретенные в процессе психического развития, но невостребованные и систематически не развиваемые, в дальнейшем затухают. Добиться результата возможно только на основе целенаправленного изучения и применения в учебной практике основ развивающего обучения, трансформированного в дидактическую систему и осуществляемого на основе педагогической диагностики.
 Мышление выполняет функции понимания: анализа, синтеза, решения проблем и задач, является базовым процессом для познавательной деятельности, условием эффективности обучения. Мышление учащихся отличается по степени сформированности отдельных его видов, по ведущему типу, например, выделяют людей с доминированием в процессе мышления левого или правого полушария. Всё это требует знания и учёта особенностей мышления каждого ученика. В то же время мышление формируется и развивается в познавательной деятельности. Это делает актуальным научную задачу поиска эффективных путей диагностики и развития мышления в образовательном процессе.
         Таким образом, задача сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся является значимой для каждого современного образовательного учреждения. Педагоги школ нуждаются в появлении проработанных технологий, позволяющих решить данную проблему. На поиск простых и эффективных методик диагностики особенностей интеллектуального развития и учёта этих результатов в образовательном процессе и направлено наше исследование.

          Психологами зафиксировано явление снижения темпов развития современных детей, в том числе интеллектуального. Проведенный нами анализ  возрастной динамики различных типов мышления учащихся убеждает в отсутствии условий для развития мышления ребёнка в современной школе, в наличии большого количества проблем (привязанность к сложившимся стереотипам, воспроизводство готовых схем, почти полное непонимание условности, конкретный характер мышления, несформированность анализа и синтеза и т.д.) и необходимости качественного обновления организации учебного процесса, его отчетливой и последовательной ориентации на развитие творческого мышления учащихся.
Целью нашей работы является создание системы диагностического и программно-методического сопровождения интеллектуального развития учащихся школы.