Автор Дикая Лариса Николаевна, зам. директора по УВР, учитель географии и биологии

Программа курса "Логика" для 6 класса

Пояснительная записка

Логика как самостоятельная учебная дисциплина до 1955 года была обязательным элементом среднего образования. В начале 90-х годов наступил своеобразный «ренессанс» логики в нашей стране. Настоящий курс содержит изложение элементарных логических приёмов, которые помогут понять закономерности человеческих рассуждений, т.к. именно рассуждения остаются лучшим способом решить, кому и чему следует верить. Они объясняют нам, «что из чего следует», с их помощью определяем истинность заключения.
Уделяет ли «обычный» урок решению данного вопроса необходимое внимание? Нет. Последствия: неспособность умело рассуждать лишает учащихся навыков критического мышления, которые являются неотъемлемой частью математики, политики, юриспруденции, а также основанием при прогнозировании, диагностике… Программа, учитывая возраст учащихся, направлена на изучение элементарных начал логики, но даже этот уровень будет способствовать развитию навыков ясности, точности, последовательности и доказательности при работе учащихся с любой информацией. В курсе используются простые, но достаточно эффективные для интеллектуальной практики логические приёмы и упражнения. На различных примерах раскрываются механизмы действия указанных правил и рассматриваются наиболее часто возникающие логические ошибки. Учащимся предлагают эффективные средства проверки аргументации. Теоретический учебный материал снабжён упражнениями, выполнение которых позволит закрепить логическую культуру учащихся.
Пришло время сказать, что без логики выпускники средних школ не могут справиться с трудностями современной жизни. Особенно страдают они от отсутствия системного мышления. Всякое дело носит системный характер. Всякое решение надо принимать после всестороннего изучения фактов и последствий. Дать учащимся знания, как надо правильно мыслить, как строить правильные системы знаний, как бороться против ошибочных предложений, теорий и системы установок - задача данной программы и средней школы в целом.
Изменение школьного образования потребовало по-новому взглянуть на его содержание. Оно должно не просто обеспечивать информацию и формировать навыки, а развивать мыслительные действия, учить добывать знания.
Овладение логической культурой предполагает ознакомление учащихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приёмы рационального рассуждения.
Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию научного мировоззрения.

Межпредметные связи

Логическое знание является необходимым в каждом школьном курсе. Поэтому, как ни одна из других школьных дисциплин, логика опирается на межпредметные связи через использование разнообразных понятий широкого круга учебных предметов, суждений, умозаключений, доказательств и опровержений, а также на особенности развития логического мышления учащихся в процессе обучения разным дисциплинам.

Особенности структуры и содержания предмета

Курс изучения логики построен линейно через постепенный переход от простейших логических форм мышления к наиболее сложным через теоретическое и практическое рассмотрение каждой из них в развитии. Работа по курсу постоянно опирается на имеющийся жизненный опыт учащихся и поэтому изложение материала в основном строится на индуктивной основе с последующим выявлением причинно-следственных связей. Особенность содержания представленной программы в том, что в ходе изложения традиционных вопросов данной дисциплины включаются сведения по историческому становлению и развитию изучаемого явления.

Методика работы по курсу

Отсутствие системного учебника затрудняет изучение предмета учащимся. В связи с этим обучение ведётся по следующей схеме:
1. Теоретические занятия .
2. Практические занятия.
Таким образом, учителю, работающему по курсу, необходимо хорошо владеть методическими приёмами эффективного включения учащихся в диалог на практическом занятии, а также рационального отбора интересного учебного материала.

Цели изучения предмета

Познавательные:
- приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;
- приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;
- формирование мировоззрения;
- удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных с логикой дисциплин таких, как риторика, языкознание, психология, математика и т.д.
Развивающие:
- совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство);
- развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.);
- мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);
- интеллектуальное развитие в ходе решения логических задач и упражнений.
Воспитательные:
-становление самосознания;
- воспитание убеждённости в преимуществах общечеловеческих ценностей;
- воспитание культуры умственного труда.
Задачи изучения курса
- дать представление об основных формально-логических операциях, показать логические принципы в действии при решении содержательно интересных проблем, в частности в деятельности повседневного общения.
- повысить общий уровень культуры мыслительной деятельности учащихся: развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументированно проводить рассуждения и доказательства и т. д.
- сформировать умение замечать логические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок.
- осуществить переход от индуктивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению логических правил и законов.

Ожидаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Программа
(32 часа, 1 час в неделю)

Тема 1.Введение (2 часа)
Что изучает логика. Предмет и задачи логики. Теоретическое и практическое значение логики. Краткие сведения из истории.
Урок 1. Предмет и значение логики.
Мышление как предмет изучения логики. Логика как наука о законах и формах правильного мышления.
Урок 2. Краткие сведения из истории.
Исторические этапы формирования теоретической логики. Мифология и логика: возникновение логической проблематики, идей и концепций в древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской культуре.

Тема 2.Понятие (15 часов)
Понятие как форма мышления (понятие о понятии). Содержание и объем понятия. Виды понятий. Определение понятий. Отношения между понятиями. Деление понятий. Классификация.
Практические работы : 1. Как составить определение понятия. 2. Правила составления определения понятий. 3. Признаки понятий. 4. Обобщение понятий. 5.Как разделить понятия на группы. 6.Как составить классификацию.7.Как составить описание предмета.
Урок 3. Понятие как форма мышления (понятие о понятии).
Образование понятия о предмете как исходной и завершающей степени познания. Языковые формы выражения понятия: понятия и термины. Правила образования терминов. Содержание понятия: свойства и отношения. Способы образования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование)
Урок 4. Содержание и объем понятия.
Содержание и характеристики понятий. Признаки: положительные и отрицательные, существенные и несущественные, отличительные и неотличительные
Объем понятия: множества, подмножества, элементы множества.
Урок 5. Операции с объемами понятий. Круги Эйлера.
Операции с объемами понятий: несравнимые, сравнимые, совместимые (пересечение, подчинение, тождество), несовместимые (соподчинение, противоположность, противоречие). Графическое изображение- круги Эйлера. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Урок 6. Определение понятий.
Определение понятия. Реальные и номинальные определения. Явные и контекстуальные определения. Виды явных определений: определения через род и видовые отличия, конструктивные определения. Виды номинальных определений: синтаксические и семантические определения. Правила построения определения. Логические ошибки в определениях.
Урок 7. Виды понятий.
По количественной характеристике объема понятия: общие , единичные, всеобщие (универсальные) и с нулевым объемом ("пустые").
По характеру признаков, отраженных в содержании понятия: конкретные и абстрактные .
По характеру признаков: положительные и отрицательные.
По характеру элементов объемов: собирательные и несобирательные.
Урок 8. Практическая работа. Как составить определение понятия.
Урок 9. Практическая работа. Правила составления определения понятий. Урок 10. Деление понятий. Классификация.
Деление и классификация понятий. Неупорядоченное и упорядоченное деление . Требования, предъявляемые к логической операции деления понятия. Возможные ошибки при делении. Классификация как специальный вид операции деления. Правила деления : а) правило основания, б) правило соразмерности, в) правило соподчинения или субординации, противоположности, противоречия), г) правило многоступенчатого деления), д) правило непрерывности. Возможные ошибки при классификации.
Урок 11. Практическая работа. " Признаки понятий".
Урок 12. Практическая работа. "Обобщение понятий"».
Урок 13. Практическая работа. "Как разделить понятия на группы".
Урок 14. Практическая работа. "Как составить классификацию".
Урок 15. Практическая работа. "Как составить описание предмета".
Урок 16. Обобщение знаний.
Значение логических операций определения, деления и классификации понятий в обучении.

Тема 3. Суждение(4 часа)
Суждение как форма мышления. (Понятие о суждении).Состав простого суждения и его виды. Сложное суждение и его виды.
Практические работы: 1.Связывание в единое целое нескольких понятий
Урок 17. Суждение как форма мышления.
Суждение и высказывание. Простые и сложные суждения.
Урок 18. Простые суждения.
Основные виды простых суждений: атрибутивные, реляционные, категорические суждения. Классификация категорических суждений по качеству и количеству.
Урок 19. Сложные суждения.
Основные виды сложных суждений: отрицательные, разделительные, соединительные и условные суждения.
Урок 20. Практическая работа «Связывание в единое целое нескольких понятий».

Тема 4. Логические законы (4 часа)
Закон тождества ( определенность понятий, поддержание одного смысла в одном контексте речи); закон непротиворечия , закон исключенного третьего ( культура мышления, добивающаяся истины, опирающаяся на этот закон), закон достаточного основания (требования культуры мышления, закон правильного мышления).
Урок 21. Закон тождества .
Закон тождества - логический закон, согласно которому мысль (будь-то понятие, суждение или умозаключение), введенная однажды в рассуждение, должна оставаться неизменной, однозначно понимаемой на протяжении всего последующего рассуждения, каким бы продолжительным оно ни являлось. Закон запрещает непроизвольное, неконтролируемое, скрытое изменение содержания мыслей, обман, невнимательность, логическую халатность, требует однозначности, определенности мысли.
Урок 22. Закон непротиворечия .
Закон непротиворечия - логический закон, согласно которому не могут быть одновременно истинными взаимно исключающие друг друга мысли. Закон непротиворечия - контролирует наши рассуждения, от его соблюдения зависит исходная согласованность наших мыслей.
Урок 23. З акон исключенного третьего.
Закон исключенного третьего - закон формальной логики, согласно которому из двух формально противоречащих друг другу мыслей, одна обязательно должна быть истинной, а вторая ложной.
Распространяется только на один вид несовместимости – формальной, ничего не говорит о содержательной (предметной) несовместимости.
Урок 24. Закон достаточного основания .
Закон достаточного основания - закон, согласно которому, чтобы считать некоторую мысль истинной или ложной, мы должны располагать некоторым строгим доказательством.
Тема 5. Умозаключения (7 часов)
Понятие умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Общие правила силлогизма. Индуктивные умозаключения.
Практические работы: 1. Действуем методом проб и ошибок. 2.Высказывание предположений.3.Выведение из ранее известных новых суждений.
Урок 25. Структура умозаключения: посылки, заключение, отношение следования. Понятие логического (строгого) следования.
Урок 26. Дедукция, индукция. Состав силлогизма, модусы и фигуры категорического силлогизма. Правильные модусы.
Урок 27. Практическая работа « Действуем методом проб и ошибок».
Урок 28. Общие правила силлогизма. Понятие специальных правил фигур силлогизма. Сокращенный силлогизм .
Урок 29. Структура индуктивного умозаключения. Неполная индукция, ее виды. Популярная индукция. Перечислительный характер популярной индукции Понятие вероятности, и вероятностной оценки индуктивных обобщений. Условия повышения вероятности выводов популярной индукции.Практическая работа
"Высказывание предположений".
Урок 30. Схемы правильных и неправильных рассуждений.
Урок 31. Практическая работа « Выведение из ранее известных новых суждений».

Тема 6 .Обобщение (1 час)
Урок 32. Обобщение и подведение итогов учебного года.

Литература для учителя :

Литература для учащихся :

На главную

Hosted by uCoz