Дикая Лариса Николаевна, заместитель директора по УВР ГОУ № 347
Невского района Санкт- Петербурга

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

"Латеральное мышление" для 10 класса

"Лучший способ отыскать хорошую идею - найти много идей"
дважды лауреат Нобелевской премии Лайнус Карл Полинг

Пояснительная записка

Традиционные подходы, шаблонные решения, накатанные пути - хорошо это или плохо?
На самом деле, хорошо - потому что привычный тип мышления дает нам возможность, не задумываясь, делать многие вещи, не тратить время на автоматически отработанные действия.
И, на самом деле, плохо - потому что, будучи единственно возможным образом мыслей, стандартный подход лишает нас массы альтернатив, свежих идей, прорывов, открытий, возможности развития и изменений.
При латеральном мышлении, целью которого является генерация идей, возможна ошибка на каком-то этапе, однако это не скажется на результате.
Латеральное мышление не знает классификационных ограничений и отрицаний, оно созидательно, само задает направление и пробуждает к дальнейшим поискам; более того, оно может совершать скачки, выискивая любую целесообразную возможность для решения проблемы.
Латеральное мышление направлено на изменение существующих моделей и установок, оно базируется на поиске альтернатив, комбинировании, пересмотре исходных посылок, дроблении на части, применении метода «от противного» и на многом другом.
Латеральное мышление непосредственно связано с выработкой нового восприятия и новых идей.
Латеральное мышление включает в себя перемену восприятия и гибкость подхода. Оно частично пересекается с творчеством, так как оба понятия связаны с созданием чего-то нового, но латеральное мышление - это более точное определение процесса изменения восприятия: изменения того, как мы смотрим на вещи.
Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем.
Латеральное Мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.
Творческое мышление - это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Это позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое - и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности.

Цели изучения курса

Образовательные:

Познавательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Ожидаемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

Цели программы:

Методы работы по курсу

Учащиеся работают в группах переменного состава ( количество учащихся до 6 человек).
Структура уроков:

Контроль: письменный, чередующийся

Цели:

Содержание программы

Введение (2 часа)
Организация процесса мышления.Какие типы мышления применимы в учебе. Шаблонное и нешаблонное мышление. Эдвард де Боно- создатель латерального мышления.
Инструменты Латерального мышления: альтернативы, фокус области и фокус цели, вызов, случайный импульс, провокация, сбор урожая и обработка идей, оценка.

Латеральное мышление в реальных ситуациях(10 часов)
Как общаться с идеями ( PMI . Plus, Minus, Interesting . Плюс, Минус, Интересно). Сознательное исследование идеи на ее положительные, отрицательныe или интересные стороны; вместо ее немедленного принятия или отторжения.
Какие факты относятся к делу ( CAF . Consider All Factors . Рассмотрим Все Факторы). Как можно более полное рассмотрение всех факторов, присутствующих в ситуации, а не только самых непосредственных.
Последствия ( C&S. Consequences and Sequel . Результаты и последствия). Рассмотрение немедленных, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных последствий.
Цели ( AGO . Aims, Goals, Objectives. Намерения, Цели, Задачи). Выбор и определение целей. Прояснение своих намерений и понимание намерений других.
Приоритеты ( FIP. First In Priority . Первое По Важности). Выбор из нескольких разных возможностей и альтернатив. Определение порядка приоритетов.
Альтернативы( APC . Alternatives, Possibilities, Choices. Альтернативы, Возможности, Варианты). Порождение новых альтернатив и вариантов, устраняющее чувство ограниченности самыми очевидными из них.
Мнения других людей ( OPV . Other People's Views. Мнения Других Людей). Выход за пределы собственной точки зрения с тем, чтобы рассмотреть точки зрения всех, кто имеет отношение к ситуации.

Информационное обеспечение: заметки для всех учащихся на каждый урок.

Литература

На главную

Hosted by uCoz