Дикая Лариса Николаевна, зам. директора по УВР, учитель географии и биологии
ГОУ № 347 Невского района Санкт-Петербурга

Программа
Введение в критическое мышление
30 часов (1 час в неделю)

Специфика курса «Критического мышления» состоит в его направленности на закрепление умений и навыков «практической» деятельности по оценке, контролю и критике собственных рассуждений или рассуждений товарищей. Программа является по своей природе синтетической и переходной. С одной стороны, она отвечает основным требованиям, принятым сегодня школе. С другой стороны, она направлена на ассимиляцию передовых достижений мирового образования.
Технология курса «Критическое мышление» помогает готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Детей, умеющих вести дискуссию. Работа по этой программе проводится на площадке общеобразовательной школы, где у детей разная мотивация к обучению. Есть ряд причин, исходя из которых, школа стала разрабатывать эту технологию. Одна из причин - это то, что мы будем жить в информационном обществе и через несколько лет 100% того, что мы знаем сейчас, будет являться лишь 10%. Поэтому нужно уметь работать с информацией, и этому нужно учить детей. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них. Ожидается повышение качества образования и самое главное, уделяется внимание САМОЙ ЛИЧНОСТИ ученика.
Программа отличается от традиционного курса «Логики» прежде всего тем, что акцентирует внимание не на тонкостях сложных формализмов, доступных лишь «узким» профессионалам, а на практически распространенных и эффективных алгоритмах рассуждений о повседневной реальности , для которых всегда характерна большая или меньшая мера неполноты и неточности . Он имеет целью не только сообщение знаний, но и выработку устойчивых навыков анализа и построения рассуждений, защиты своей точки зрения и критики аргументов оппонента.
Нововведения отражены в содержании и структуре курса, прежде всего в ориентации на овладение теми алгоритмами рассуждений, которые важны для современного человека. Значительное внимание уделяется различного рода логическим ошибкам , которые рассматриваются как нарушения законов и правил правильного рассуждения.
Преподавание курса имеет целью развить у учащихся рациональное мышление, коммуникативные способности и умение принимать правильные решения, вооружить их эффективными логическими и риторическими навыками преодоления учебных проблем. Достижение поставленной цели диктует необходимость решения ряда задач, а именно:
1) овладеть теоретическими знаниями
– об алгоритмах рассуждений ;
– о логических ошибках или уловках, путях их выявления, критики и исправления;
2) выработать умения и навыки
– правильно анализировать наличную информацию;
– выдвигать правдоподобные гипотезы (версии) и проверять их;
– строить и оценивать аргументы;
– критиковать и исправлять различные ошибки;

Методика развития критического мышления предполагает:
1. Осознание учащимися процесса протекания познания (что знал, что узнал, что осталось непонятным);
- интеллектуальная деятельность по осмыслению своего опыта с целью придти к новому пониманию.
2. Сочетание навыков работы с текстом и навыков общения по поводу текста;
- работа с текстом как инструмент самообразования;
- реализация идеи принципиальной множественности смыслов текста.
3. Ориентация на сотрудничество ученика и учителя;
- самостоятельная деятельность и совместный поиск;
- работа с вопросами продуктивного уровня;
- обучение друг друга;
4. Повышение ответственности учащихся за собственное образование;
- одновременное решение задач обучения и развития.
Учитель на уроке формирует ключевые компетенции, необходимость развития которых предопределена в виде глубинных, «корневых» изменений мировоззрений, традиций, стиля мышления и мотивов поведения человека, и тогда педагог не просто формирует знания, умения и навыки, а знания и умения, применяемые в конкретных жизненных ситуациях.
Таким образом ,начальные знания, должны стать толчком к умению учиться всю жизнь, непрерывно самообразовываясь в профессиональном, личном и общественном плане.
Быть компетентным не значит быть ученым, а значит уметь мобилизовать свои знания соответствующим образом в нужный момент в нужном направлении.
Тогда, если целью работы является приобретение учащимися определенных компетенций в результате умения критически мыслить недостаточно разработать учебные программы и методики, а необходимо научить активности обучаемых.
Умение критически мыслить, будет заключаться в мастерстве выявлять, наблюдать, называть, различать, классифицировать, описывать, общаться, читать, писать, схематизировать, оценивать, моделировать, анализировать, интерпретировать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа.

Теоретико-концептуальное обоснование программы

1. Основные концептуальные положения.
Педагоги давно обсуждают, что важнее - фактологические или же практические и концептуальные знания. Те, кто считает, что фактологические знания важнее, обычно полагают, что существует определенный набор знаний, который если будет запомнен, подготовит учащихся к активному участию в социальной жизни.
Мне же близка другая позиция, что знания лишь тогда имеют ценность, когда они полезны, а это происходит тогда, когда они воспринимаются как концептуальные, и могут быть применены на практике творчески и критически. Более того, полученные концептуальные знания должны явиться отправной точкой, а не завершающим этапом обучения, для получения новых знаний.
Приобретение знаний базируется на опыте и деятельности обучающихся, чтобы научиться работать, нужно работать, чтобы научиться общению - бесполезно слушать доклады на эту тему, нужно общаться.
Развитие мышления логического, критического, а тем более, творческого – это сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием
решения, поэтому многие считают, что он доступен лишь учащимся старших классов, но это далеко не так. Нужно уже в средних классах перед учащимися ставить логические задачи, которые приводят к выполнению сложных мыслительных операций, формируя у детей критическое мышление, приводящее к высокому уровню – уровню принятия решения.
Логическое мышление - это решение задач, которое с начала и до конца осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Критическое мышление - это сложный процесс творческого интегрирования идей (понятий) и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации.
Творческое мышление - предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов.
Чтобы хорошо управляться с информацией (знаниями) учащимся придется овладеть практическими мыслительными навыками, что даст возможность эффективно сортировать знания, информацию на основе идей; отобранная информация приведет к коррекции идеи и в дальнейшем будет трансформирована в практические формы поведения.
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
Знания (информация) - убеждения – поведение.
В основу программы положены следующие принципы:
- научности;
- адекватности;
- доступности;
- единства теории и практики;
- компетентности;
- демократизации ( самостоятельность обучаемого и педагога в определении цели, содержания и методов работы);
- гуманизации (создание психологически комфортной атмосферы);
- гуманитаризации (приобщение личности к культуре общества);
- индивидуализации и дифференциации;
- оперативности знаний (планомерное и сознательное использование приобретенных знаний);
- принцип сознательного и активного участия школьников в процессе обучения.
Данные принципы определили сущностные подходы, лежащие в основе проекта:
- деятельностный;
- системный;
- личностно-ориентированный;
- целостный.
Деятельностный подход – предполагает учитывание цели, содержания, формы, методов, средств, а также современных условий преподавания.
Системный подход – позволяет проанализировать, исследовать, развить объект как целостную, единую систему.
Личностно-ориентированный подход – предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности.
Целостный подход – предполагает систему, включающую в себя воспитание, образование, обучение, социализацию и творческое саморазвитие учащихся.

2. Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся.
Переход в подростковый возраст связан с существенной перестройкой учебной деятельности, в первую очередь связанный с высоким уровнем самостоятельной деятельности. Кроме того, у подростков заметно усиливается сознательное отношение к учению.
Исследования психологов установили, что мотивы учения представляют собой сложную структуру, в которой воедино слиты широкие социальные мотивы (сознание важности приобретения знаний, необходимостью учения для подготовки к самостоятельной жизни), собственно познавательные мотивы и личные мотивы, связанные со стремлением к успеху, самолюбием. При этом наблюдается противоречие: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению.
Существенную роль здесь играет содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий.
Очень важно вооружить подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.
В процессе овладения основами наук не только обогащается жизненный опыт и расширяется кругозор, но и формируются и развиваются интересы подростков. В этом процессе наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий. Интересы подростка становятся не только более широкими и разнообразными, но и более глубокими и содержательными, зачастую приобретая форму серьезных увлечений, подлинной страсти.
Интересы подростков достаточно устойчивы по сравнению с интересами младших школьников.
Изменение характера и форм учебной деятельности, возросшая пытливость ума требуют от подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Увеличивается объем восприятия, оно становиться плановым, последовательным и всесторонним.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Основная характеристика подросткового возраста – усиление произвольной стороны этих функций.
Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. Это своеобразная форма второй сигнальной регуляции. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминания. Запоминая, производят специальную мыслительную работу сравнения, систематизации, классификации. Увеличивается быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание все больше уступает место логически осмысленному, улучшается продуктивность памяти.
Зачастую подросток склонен воспроизводить материал «своими словами», поэтому необходимо учить подростка правильным приемам логического запоминания (производить смысловую группировку, выделять опорные мысли, правильно строить повторения, составлять схематический план текста), в тоже время следует объяснить необходимость точного запоминания определений и законов.
Наконец особенностью памяти подростка является установление сложных ассоциаций, связь нового материала со старым, включение нового в систему знаний. Система знаний основывается на установлении ассоциаций разного уровня через уровень формирования внутрипредметных ассоциаций для перехода на высший уровень – межпредметных ассоциаций. Это обеспечивает связь материала разных учебных предметов, понимание общности, единства знаний, даваемых различными науками.
Возраст от 12 до 15 лет является периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятия от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль.
К концу подросткового возраста человек уже способен отделять логические операции от тех объектов, над которыми они производятся, классифицировать высказывания не зависимо от их содержания, по их логическому типу ( выведение по типу « если – то», различие по типу «или-или», включение частного случая в класс явлений, суждений о несовместимости).
Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

3. Концепция программы
В основе программы лежит концепция личностно-ориентированного образования (ЛИОРО), которая направлена на воспитание каждого ученика развитой, самостоятельной личностью. При таком образовании личности, есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
ЛИОРО направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
ЛИОРО не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления, и соответственно, развития личностных функций субъекта образовательного процесса.
Школьник, как известно, воспринимает лишь то, что хочет и может, преломляя УВП сквозь призму своей интегральной индивидуальности. Здесь многое, если не все зависит от сформированности мотивационной среды, социокультурного опыта ценностных ориентаций и установок.
Сегодня главная ценность в образовании – ребенок. Вся система школы должна быть построена на идее, что ребенок есть cаморазвивающиеся, самоопределяющееся и самореализующееся существо.
Цель – создание в школе условий для развития личности ребенка. Для обеспечения трех слагаемых его счастья: эмоционально-нравственной коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности.
Функции педагога – создание необходимых условий для «само»: самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов.
Вывод: ребенок учит, развивает, воспитывает себя сам. Должны быть обеспечены
лишь свобода выбора, свобода для самоопределения, самосозидания.
Личностный подход важен для любого ученика – для того чтобы он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности ребенка создает благоприятные условия для формирования таланта. Я.А. Коменский видел совершенное творение природы в каждой личности, отстаивая ее право на развитие своих возможностей. Он высказывал полный оптимизма взгляд на возможности каждого ребенка при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса.
Воспитать личность – предполагает научить не соглашаться, рассуждать, доказывать, научить всех сильных и слабых, - позволяет ряд методик:
- технология индивидуального обучения – дети индивидуально, шаг за шагом выполняя самостоятельно набор заданий, продвигаются вперед;
- коллективный способ обучения – система работы по этой методике влияет на развитие устной речи, на развитие внимания, умение слушать партнера, работая в группе.
Результативность обучения определяется тем, чему научились все школьники, и каждый учащийся в отдельности. Можно встретить детей, обладающих обширными знаниями, но не умеющими мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда предоставляется возможность.
Между знаниями и действием в человеческой практике существуют сложные отношения, проблема состоит в том, чтобы определить те знания, которые обеспечили бы формирование необходимых компетенций.
Учащиеся и преподаватель работают в тесном контакте, в рамках которого они смогут:
- активизировать мышление;
- выделить цели учения;
- способствовать активной дискуссии;
- повышать мотивацию учения;
- обеспечивать активную учебную деятельность;
- стимулировать перемены;
- стимулировать рефлексию;
- услышать разные мнения;
- задавать свои вопросы;
- способствовать самовыражению;
- обеспечивать обработку информации;
- способствовать критическому мышлению.
Учитель становятся не просто механическим проводником информации. Он способствуют качественному, а не поверхностному обучению, которому помогает содержательность контекста, в будущем применяемая ими на практике. Учитель превращается в партнёра. Учащиеся занимают активную учебную позицию. Всё это приводит к личностным изменениям, что является непременным условием приобретения прочных знаний. В определённой мере учащийся становится учителем, а класс превращается в сообщество. Когда классы превращаются в сообщество учащихся, то начинает процветать разнообразие мнений.

4. Принципы.
Осуществляя программу, вводятся следующие принципы:
- метопознания – т.е., что учащиеся думают и как они думают;
- принцип природосообразности – предполагает включение каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития, с тем, чтобы передать ему все его шесть «само» (от самосознания до саморегуляции);
- гуманизации межличностных отношений – подразумевает уважительное отношение между педагогами и детьми, создание психологического комфорта, ситуации успеха, доверия, взаимной радости учения;
- рефлексии – подразумевает умение смотреть на себя со стороны, видеть и понимать, что ты делаешь, способность «ведать что творишь», осмысленно жить и действовать, а не быть объектом чьего-либо манипулирования;
- оценки учениками их собственных возможностей и результатов учения – как обязательное условие их дальнейшего психического развития.
Данные принципы легли в основу программы как принципы развивающего обучения.

Методы работы по курсу

Методы : беседа, игры, упражнения, анализ ситуаций, освоение и отработка конкретных навыков.
В работе также будут использованы авторские ( учитель и ученик) компьютерные презентации, наглядные и раздаточные материалы.
Учащиеся работают в группах переменного состава ( количество учащихся до 6 человек).
С одной стороны, применение методов групповой работы оказывает сильное воздействие на формирование мыслительных способностей. В процессе групповой работы учащиеся должны сформулировать свою мысль для партнера -перевести мысль из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым ее осмыслением. Строго говоря, нечто только в тот момент и становится мыслью, когда ее автор способен донести ее суть до слушателя. В процессе обсуждения какой-либо идеи в группе, школьник встает перед необходимостью убедительно аргументировать свою мысль.

Ожидаемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно «переходят в руки» самому учащемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.
Контроль: письменный, чередующийся.
Таким образом, технология критического мышления представляет собой приёмы осознанного чтения, письма, устной речи и способствует формированию умений работать с информацией представленной (представляемой) в различной форме: воспринимать, структурировать, обобщать, свёртывать, проверять понимание воспринимаемой информации, строить монолог, диалог и др.
Представленная программа может быть взята как исходный вариант, предполагающий дальнейшую адаптацию к условиям современной школы.

ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ - 2 часа
Что такое критическое мышление?. Что означает «развитие критического мышления»: философский, технологический и методический аспекты. Критическое мышление и основы обучения : характеристика стадий (Вызов - Осмысление - Рефлексия). Приемы, применяемые в рамках технологии, характерные для каждой стадии. Критическое мышление как проблема современного образования.

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ 26 часов
Практические мыслительные навыки.
Кластер: выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Синквейн: инструмент для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Использование синквейнов в качестве средства творческой выразительности.
Fishbone : модель постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).
Ключевые слова: по данным словам- понятиям придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности (на стадии вызова), а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Мышление под прямым углом (ассоциации): используется для работы с понятиями и фактами. Лучшее усваивание новых понятий- перевод их на «индивидуальный язык»,т.е. найти свои ассоциации.
Систематические рисунки: возможность учащихся самим выразить новые идеи в разнообразных формах: словах, символах, рисунках. Придумывание символов для множества понятий.
Пометки на полях, Инсерт: во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Таблица ЗХУ: «знаю - хочу знать – узнал», сбор уже имеющегося по теме материала, расширение знания по изучаемому вопросу, систематизация их.
Таблица « Что? Где? Когда? Почему?»: заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Концептуальная таблица: выполняется, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Правила построения: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Корзина идей: прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Тонкие и толстые вопросы: могут быть использованы на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
УГОЛКИ- отстаивание учащимися определенной точки зрения и привлечение действительных аргументов для ее защиты
Древо предскзаний, древо проблем: выстраивание предположения по поводу развития сюжетной линии в тексте (рассказе, повести).
ЗИГЗАГ : изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.
Бортовой журнал: обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Эссе: жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы, «поток сознания, перенесенного на бумагу», художественная форма размышления. Время выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на «свободное письмо»).
Портфолио – метод развития исследовательских умений учащихся.
Шесть шляп мышления: эмоции - важная часть мышления , все решения и выборы делаются на основе наших чувств. Необходимость эмоций на правильной стадии мышления . Метод шести шляп позволяет использовать эмоции и чувства в нужный момент.
Ментальные карты: очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
СУММИРОВАНИЕ ВСЕГО ИЗУЧЕННОГО. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ -2 часа

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

На главную

 

Hosted by uCoz