Экспериментальная работа
1. Факторы, побудившие к ведению экспериментальной работы.
Внешние:
- процессы реофрмации системы образования в России, Государственная программа развития образования, ориентирующая школу на самостоятельное строительство своей образовательной программы на основе Государственного стандарта;
- потребность развивающегося демократического общетсва и рыночной экономики в личности креативного типа. динамичной, способной к свободному выбору собственного места в сисмете общественного производства, человеке культуры, созидательно действующем в ней;
- включение России в глобальное информационное пространство и компьютеризация отечественной системы образования в процессах ее модернизации порождают озабоченность обеднением духовно-эмоциональной сферы ребенка; это обстоятельство ставит перед школой задачу активного утверждения гуманитарного смысла знания, применения инновационных педагогических технологий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие интеллектуально-чувственных способностей детей, становление отчетливых критериев ценностного отношения к миру.
Внутренние:
- перегнуженность учебного процесса и слабая межпредметная координация приводят к снижению качества знаний учащихся, порождают симптомы познавательно-творческой пассивности учащихся, ведут к снижению интереса к учебной деятельности;
- жесткая ориектация учителя на собственный учебный предмет приводит к утрате способности к личностному саморазвитию, саморефлексии и коррекции;
- проведенный анализ возрастной динамики в различных типов мышления учащихся убеждает в необходимости качественного обновления организации учебного процесса школы, его отчетливой и последовательной ориентации на развитие продуктивного мышления учащихся.
2. Цели и задачи экспериментальной работы.
Цели экпериментальной работы:
- создание условий для развтия личности, обладающей культурой породуктивного (креативного, творческого) мышления, путем конструирования целостного образовательного процесса культуротворческого типа, имеющего своей задачей воссоздать в сознании ребенка непротиворечивый и целвостный образ мира. Эта цель требует междисциплинарной интеграции, ориентированной на особенности возрастного развития детей и достигается как последовательное вхождение личности в отечественное и мировое социакультурное пространство современности;
- развитие продуктивного мышления, осмысленное как важнейшая задача образовательного процесса школы культуротворческого типа, требует разработки соответствующих нравсвенно-психологических методик, принципов и подходов к его отслеживанию, аналитике, коррекции.
Организационные и научно-методитеские задачи:
- организация проблемных групп учителей (по возрастным параллелям) и планирование их работы по междисциплинарным проектам;
- разработка научно-методического комплекса материалов и программ, определяющих принципы и подходы к оценке качества учебных задятий различного типа в зависимости от их напрвленности на развитие креативных способностей и продуктивного мышления детей;
- организация целенаправленного повышения квалицикации учителей.
Образовательные задачи:
- развитие когнитивных креативных способностей учащихся в контексте форматирования культуры пзнания, культуры умсвенного труда, способности к самостоятельному получению, пониманию, интерпретации и практическому применею знаний;
- актуализация познавательной активности, устойчивых познавательных интересов в процессах развития способностей к диалоговому общению, сотрудничеству, сотворчеству;
- развитие способности к продуктивной творческой деятельности в образовательном процессе, ориетированном на освоение ценностей родной культуры и воспитание толерантности в отношении к инокультурным традициям;
- становление отчетливых духовно-нравственных ценностных ориентаций и художественно-эстетического отношения к миру, формирующих потребность и способность личности к созидательному, ответвенному действию в современной социокультурной среде.
3. Основные идеи концепции
1. Образование в XXI веке - универсальный способ передачи энергии особого рода-знания. Образование обеспечивает способность знания к возрастанию и превращению в практику общественной жизни, в продукты потребления, феномены духовного творчества.
2. Знания - наука и технический прогресс - не могут быть отчуждены от собсвенно-человеческих, гуманитарных смыслов, изъяти из духовного ценностного поля культуры.
3. Необходимы такие технологии, где культурных опыт человечества может быть актуализирован как духовная биография личности.
4. Образование - сфера гуманитарной антропогенной практики, в которой совершается становление человека, способного адекватно ориектироваться в современном мире, понимать, оценивать и действовать в нем, своим активным присутствием образуя культуру.
5. Необходим поиск интеграции гуманитарного и естесвтенно-математического знания в целостном образовательном пространсве. Требование современного момента: поисх моделей, обеспечивающих непосредсвенные контакты, прямое взаимодействие личности и культуры в модуле образовательных программ, организация процесса обучения и воспитания как развивающего взаимодейтсвия со средой.
6. Культуротворческая модель целостного образовательного пространства имеет своей целью достижение соответсвия комплекса сообщаемых занний овзрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Межпредметная интерация строится в процедурах решения общей задачи всех учителей, работающих в определенной возрастной группе: воссоздание непротиворечивой и целостной картины мира, "удобной" для восприятия ребенка.
Тема исследования : Раздвитие продуктивного мышления учащихся в образовательном процессе культуротвореской школы.
Объект исследования: процессы становления личности учащихся гимназических классов.
Предмет исследования : развитие мышления учащихся.
Гипотеза исследования: если образовательный процесс культуротворческого типа строится в соответсвии с сенситивными периодами становления мышления ребенка, то развитие продуктивного мышления на основе освоения языков и образов культурыы происходит интесивно и органично, формируя познавательную и социальную активность личности, ее способность к сознательному культурному творчеству.
4. Задачи экспериментальной работы
1. Подбор и разработка методик для выявления уровня мышления различных типов, создание пакета диагностической документации для мониторинга умсвенного развития учащихся;
2. Изучение современных психологических подходов к пониманию умственного развития учахся, условий и факторов его осуществелния, его связи с возрастным развитием ребенка;
3. Анализ возможностей современных образовательных технологий для осуществления эффективного умсвтенного развития учащихся, обучение членов педагогического коллектива выбранным технологиям (Лобок, Зак, Талызина, ТРИЗ и др.);
4. Разработка и реализация программы развития мышления для членов педагогического коллектива;
5. Создание членами педагогического коллектива образовательных программ новых учебных предметов и факультатив "Я - исследователь", "Логика", "ТРИЗ", "Диалог";
6. Разработка комплексной образовательной программы, направленной на умственное развитие учащихся и соотнесенной с историко-культурным;
7. Корректировка каждым педагогом и творческими объединениями педагогов, работающих в одной параллели, учебных предметных программ в соответствии со способами развиваемой мыследеятельности учащихся и междисциплинарным интегрирующим содержанием;
8. Разработка и последующая реализация системы своспитательной работы школы, направленной на создание условий для самовыражения учащихся в творческой деятельности соответсвующей формируемым в учебном процессе репрезентивным когнитивным структурам;
9. Создание исследовательских лабораторий педагогов, изучающих проблемы овладения учащимися того или иного способа мыследеятельности, мировосприятия;
10. Апробация разработанных и скорректированных учебных программ, комплексной образовательной программы школы;
11. Отслеживание результативности умственного развития учащихся. внесение корректив;
12. Коррекция системы работы классных руководителей на основе интеграции с учебным блоком школы, создания в классе развиваюей среды общения и включения учащихся в культуротворческую деятельность;
13. Описание результатов экспериментальной работы как педагогической технологии умственного развития учащихся в культуротворческой деятельности.
5. Этапы инновационного процесса
I этап - подготовительный (рассчитан на 2 года)
Решает следующие задачи:
- исходный анализ состояния образовтельного процесса в школе, устанавливающий меру соответствия личностных качеств выпускника современным потребностям российского общества, его культуры и хозяйства;
- изучение современных психологических подходов к пониманию умственного развития учащихся. условий и факторов их осуществления;
- анализ состояния коллектива учителей, его творческого потенциала и возможностей развития, психологического климата и состояния нравственно-эстетической среды в школе; выводы о направлении развития школы, его целях и средствах;
- изменение ориентации педагогического мышления от репродуктивно-исполнительского к продуктивно-творчекому путем активной работы над программами авторских курсов, коррекции традиционных, подготовки методических учебных комплексов (пособий, литературы по предмету, методических разрабток заятий и аудиовизуальных материалов к ним и т.д.);
- подбор и разработка методик для выявления уровня мышления различных типов, создание пакетов диагностической литературы для мониторинга;
- достижение понимания основных идей концепции целостного учебного процесса, его соответсвия возрастным особенностям детей и этапам культурного становления человечества;
- разрабтка и реализация программы рзвития мышления для членов педагогического коллектива;
- пропедевтическая работа с родителями;
- анализ возможностей современной образовательной технологии для осуществелния эффективного умсвтенного развития учащихся, обучение членов педагогического коллектива;
- разработка критериев возможных затруднений экспериментальной работы и способов их преодоления;
- анализ сформированности мышления различных типов и проведение первичной диагностики.
II этап - поисковый (рассчитан на 2 - 3 года в зависимости от успеха первого этапа)
Состоит в решении следующих задач:
- создание исследовательских лабораторий педагогов с целью построения целостного образователного процесса, воссоздающего современную естественнонаучную и гуманитарно-художественную картину мира, оргинизация предметных комплексов ("трилистник");
- разработка комплексной программы, направленной на умственное развитие учащихя и соотнесенности с историко-культурным подходом;
- работа постоянных и временных творческих коллективов, проводящих анализ учебных занятий инновационного типа;
- разработка воспитательной работы школы, направленной на создание условий для самовыражения учащихся в творческой деятельности;
- психологическая диагностика и коррекция;
- организация самообразования учителей;
- создание членами педагогического коллектива образных программ новых учебных предметов и факультативов "Я - исследователь", "ТРИЗ", "Диалог", "Логика";
- установление системных связей с культуной средой города;
- анализ второго этапа экспериментальной работы и выводы о его результативности и перспективах.
III этап - внедренческий (рассчитан на 3 - 4 года)
Данный этап состоит в упрочении и развитии качеств целостного, открытого, саморазвивающегося образовательного процесса з счет постоянного обновления учебного материала, методов его подачи, гибкой системы учебных курсов, факультативов, соответствующих потребностям учителей и детей.