Пояснительная записка
Актуальность: В подростковом возрасте общение со сверствниками приобретает исключительную значимость, потребность в общении становится доминирующей. Разрушение дворовых разновозрастных компаний, игровых традиций, разобщенность детей приводит к снижению способности общаться и, как следствие, к нарастанию конфликтов в подростковой среде. В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы овзаимоотношений, проходят особую, часто трудную, шкалу социальных отношений. Подросток доказывает всем - всему миру, сверстникам, родителям, самому себе - собственную независимость, не имея реальной независимость, в том числе, внутренней. Чаще всего это происходит через уход в оппозицию, критичность, в том числе, критику всего того, что делается и говорится взрослыми.
Несмотря на внешнее протиовдействие взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке со стороны взрослого. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в роли друга. Именно педагог в силу своей профессиональной близости к подростку может помочь наладить этот контакт.
Цель курса: формирование способности к открытому диалоговому общению.
Задачи курса:
- Побуждение учащихся к творческому центрированному на собеседнике общению
- Овладение основами самоконтроля и рефлексии в процессе общения
- Формирование умения слушать, уточнять, перефразировать и развивать мысло собеседника, приходить к компромиссному решению
- Развитие способности высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию
- Оценка детьми своей способности общаться, возможности выбора профессии в сфере "человек-человек", в том числе, профессии педагога и психолога.
Курс "Диалог" является надпредметным, содержательно опирающимся на учебный материал по литературе, биологии, истрии и социальной практике.
Любое занятие состоит из теоретической и практической части, которые, взаимодействуя, развиваются от занятия к занятию каждое по своей логике, но в итоге сходятся в единой точке вершины, с которой открывается общая картина закономерностей и тайн эффективного взаимодействия людей. Теоретическая часть раскрывает специфику общения как вида взаимодействия, диалоговый характер общения, условия глубокого общения, эффективного диалога, и факторы и механизмы, продуцирующие общение, не дающее удовлетворение и радость взаимодействующим сторонам.
Содержание практической части включает в себя три основных блока:
-Содержание и техника знакомства
- Закономерности и правила совместной деятельности людей
- Человек как предмет общения или "расскажи мне обо мне".