Пояснительная записка

Программа “Этика чувств” предлагается младшим школьникам в сложный период жизни, когда ребёнок погружен в мир ярких сильных чувств, эмоционально остро переживает отношение к себе взрослых и сверстников и не способен понять свои чувства, не умеет сдерживать их, управлять ими. Особенность психологии ребёнка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций при общении со сверстниками. Если не сделать этого, неуправляемая стихия чувств будет долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые трудности, что может привести к пагубным последствиям для развития личности в целом.

В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей, что благоприятно отразится на общении с другими людьми. Предлагаемая программа направлена на решение этих задач.

Целью программы является формирование этической основы эмоционально-чувственного мира младших школьников.

Основными задачами программы являются:

- жизненно – практические задачи:

- жизненно – практическая деятельность:

Новизной программы является интеграция жизненно – практических и воспитательных задач и форм работы в едином процессе эмоционального развития личности младшего школьника. В программе эта идея нашла отражение в запланированных событиях жизнедеятельности класса, группы продлённого дня и последействии этих событий, переходящих в традиции жизнедеятельности.

Содержание: Программа представляет собой годичное путешествие по миру эмоций, чувств, поведенческих характеристик человека и связанных с ними взаимоотношений между людьми. В каждой теме дети переходят от понимания себя к способам самоизменения и к поведенческим проявлениям своих качеств.

Принципы осуществления образовательного процесса

- Системность образовательного процесса, заключающаяся в единстве целей, содержания, технологий, форм и методов.

- Единство целей педагога – воспитанника.

- Связь теории и практики, обучения и жизни.

- Предоставление ребёнку права выбора и его обоснования.

- Вариантность в решении проблемных жизненных задач.

- Комплексность (воздействие через чувства, через сознание и через опыт)

-Проблемность: не давать готовых ответов, дать возможность детям оценить их выбор в каждодневной жизни.

Ожидаемый результат:

Методы отслеживания результативности

Основное содержание.

Тема 1. «Мир эмоций и настроений» - 4 часа.

Эмоция как реакция животных и человека на внешние события, связанные с этими событиями переживания. Многообразие эмоций. Положительные и отрицательные, приятные и неприятные эмоции. Эмоциональный маятник. Сила эмоций. Восторг, радость, веселье, удовольствие и т.д. Выражение эмоций в мимике, жестах, в словах, в действиях. Пантомимика, интонации. Умение определить эмоции через наблюдение. Умение определять и выражать свои эмоции в мимике, словесно. Причины эмоций. Умение отвечать на вопросы к себе: Почему я расстроен? Из-за чего я злюсь? Что меня радует?

Настроение как длительно сохраняющийся набор эмоций. Уникальность и неповторимость чувств человека. Умение понимать чувства другого человека. Умение выразить свои эмоции. Умение открыто говорить о своих чувствах как основа взаимопонимания. Танец, песня, рисунок как средство выражения эмоций.

Право человека на эмоции и на их выражение. Значение слёз как способа уменьшить напряжение в горе, страдании. Неуместная радость: от того, что другому плохо; когда чего-то добился не сам; когда у окружающих другое настроение.

Тема 2. «Как справиться с плохим настроением?» - 4 часов.

Физическая реакция на эмоцию: пульс, дыхание, напряжение. Физический, словесный, творческий приёмы изменения настроения. «Правило – секрет»: наше настроение зависит от наших мыслей. Зацикливание на определённых переживаниях, жалости к себе, необходимость остановки. Если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем. Оптимизм и пессимизм (герои мультфильмов Ах и Ох).

Физические приёмы смены настроения: глубокое дыхание, ритмичное дыхание, душ, танец, кричалки, метание дротиков, движение, бокс и т.д. Словесные приёмы: самовнушение, разговор, послушать похвалу, разговор с игрушкой, выступление перед зеркалом и пр. Творческие методы: рисование обиды, лепка из пластилина, создание стихотворения, рассказа и т.п. Выбросить «тёмные» мысли в мусорное ведро.

Что я люблю и что не люблю. Роль любимых занятий в преодолении плохого настроения.

Тема 3 «Как победить свой страх?» 3 часа.

Страх как эмоция на наличие угрозы. Защищённость, мобилизация ресурсов как назначение страха. Физическая, психологическая, социальная угроза. Степень переживания страха: беспокойство, опасение, тревога, боязнь, трепет, испуг, ужас, паника. Чего боятся люди. Рассудочный и безрассудный страх. Страхи наследственные: темноты, пауков, змей, закрытых пространств, тёмных сил и т.д. Социальный характер страха. Страх неудачи, осуждения. Можно ли сделать страшное нестрашным? Стыдно ли просить помощи, если тебе страшно? “Глаза боятся, а руки делают”. Часто мы боимся чего-то неизвестного. Чтобы победить такой страх, нужно сначала понять, чего конкретно мы боимся. Заклинание «Я могу».

Безрассудство, бесстрашие, смелость и трусость. “Смелый умирает один раз, а трус много раз”. Чего надо остерегаться, чтобы не попасть в беду.

Чувство волнения и спокойствие. Как перестать беспокоится в ситуациях, в которых беспокойство мешает. Самоубеждение, внушение, ритм дыхания, переключение.

Тема 4. «Такие разные чувства…» - 5 часов.

Чувство удивления и равнодушие. Чувство восхищения и чувство отвращения. Презрение, брезгливость. Чем мы восторгаемся. Что нас раздражает.

Чувство зависти. Чувство ревности. Чувство стыда и чувство гордости. Чувство стыда как эмоциональный контролёр поведения человека. Чувство вины. Совесть, умение слышать свою совесть, делать по совести. Часто не получается сделать так, как хотелось бы.

Чувство обиды. Заслуженная и незаслуженная обида. Злость. Горе. Переживание горя.

Чувство жалости, сострадания. Желание помочь.

Чувство радости, восторга. Успех как источник радости. Чередование успехов и неудач в жизни. Сорадование как способность радоваться чужой радости, чужому успеху. Человек как творец радости.

Чувство любви и чувство ненависти. Сила любви. Подвиги во имя любви. Любовь к природе, к Родине, к животным, к людям, к друзьям, к семье.

Тема 5. «Сочувствие» - 4 часа.

Эмоциональная реакция человека на переживания другого существа. Глубина и адекватность отклика. Сочувствие, сопереживание, сорадование. Искусство как средство демонстрации мира чувств и формирования способности к эмпатии. Эмпатия - способность узнавать чувства другого и испытывать такие же чувства. Средства передачи чувств героя в музыке, живописи, киноискусстве. Сочувствие и понимание другого человека. Радоваться чужой радости труднее, чем сочувствовать несчастному.

Доброта, жалость как сочувствие. Добрый поступок. Соучастие, деятельное сочувствие, оказание помощи. Умение быть творцом чужой радости. Способы порадовать человека, изменить его плохое настроение на хорошее. Заботливое, бережное отношение к людям, к животным, к растениям.

Безразличие, равнодушие, непонимание как возможное отношение к человеку. Причины формирования равнодушия в отсутствии любви к человеку или в отсутствии опыта заботы о других людях.

Тема 6. «Учимся говорить себе «стоп» - 3 часа.

Гнев, злоба, ярость, недовольство - негативные эмоции. Право человека быть рассерженным, обиженным, злым. Выражение этих эмоций. Крик, ругань, удары, драки и их последствия. Умение «держать себя в руках».

Злость бывает разной спортивная злость (направлена на достижение победы), злость на себя за лень, злость на друга за предательство, злость на всех людей, так как тебе плохо. Злость, на которую мы не имеем права.

Драться или нет? Когда надо показать свою силу? В каких случаях драка оправдана и необходима. Пословица “дракою прав не будешь”. Уважение, заслуженное кулаками. Власть силы, произвол. Дедовщина в армии и в классе. Внутренняя слабость, стремящихся утвердиться за счёт силы, унижения. Агрессивный человек.

Эмоциональная реакция на обиду, на ссору. Эмоциональная лестница в ссоре. Задержка принятия решения и выбора ответного действия. Тайм-аут, чтобы успокоиться, подумать и принять правильное решение.

Вежливость как культурная норма общения. Сохранение вежливости в общении, даже если человек разозлился. Умение говорить о своих обидах, не обижая собеседника.

Умение контролировать себя и своё поведение.

Тема 7. «Я умею владеть собой» - 4 часа.

Приёмы этической защиты, используемые, если человеку сказали грубость: прощение, подстановка позитивной причины, демонстрация удивления, противопоставление достоинств собеседника его поведению, вопрос на воспроизведение и т.д.

Дразнилки и дразнитель. Желание дразнителя довести жертву. Эмоциональный удар дразнилки. Умение не обидеться, справиться с эмоциональной реакцией, посмотреть в глаза обидчика и дать адекватный вербальный ответ. Отговорки из детского фольклора (“Кто как обзывается, тот сам так называется” и т.д.). Свои отговорки.

Конфликт как столкновение мнений, желаний, интересов. Понимание, что в конфликте каждый прав. Конструктивные методы разрешения конфликтов: договор, компромисс, сотрудничество, творчество. Умение обсуждать проблемы, договариваться. Взаимное уважение как основа разрешения конфликта.

Тема 8. «Я формирую свой характер» -4 часа.

Разнообразие черт характера. Аккуратность, пунктуальность, дисциплинированность, старательность, общительность, активность, спокойствие, равнодушие, обидчивость, вспыльчивость, подозрительность и другие черты характера. Отрицательные и положительные черты. Избыток и недостаток какого-либо качества как проблема. Избыток и недостаток щедрости (скупость, расточительность), доверчивости (мнительность, глупость) и т.д.

Поступок, привычка, характер, судьба – взаимосвязь событий. Дружелюбие, доброжелательность как черты характера. Умение понимать других людей.

Чуткий, внимательный человек. Холодный, равнодушный человек. Жестокий, агрессивный человек. Причины наличия людей с разным отношением к людям, к животным, к природе. Эгоизм как основа негативных черт характера. Одиночество эгоистичного человека.

Доброта, отзывчивость, внимательность как качества личности. Стоит поверить в успех и начать добиваться цели, как всё получается.

Тема 9. Взаимоотношения людей.

Этикет – кто и зачем его придумал. Особенности этикета в разные времена и в разных странах. Современный этикет. Роль вежливости в различных культурах. Проблема добра и зла. Осуждение зла в обществе. Какие качества ценят люди. Формирование отношений. Как относишься к людям, так и люди относятся к тебе.

“Как аукнется – так и откликнется”. Взаимоотношения людей. Любовь, дружба, товарищество.

Роль любви в семье. Счастье как согласие частей, гармония взаимоотношений в семье, с друзьями. Умение любить. Отношения с друзьями и с приятелями. Откуда берутся друзья. Комплимент, ложные и истинные комплименты. Добрые слова своим одноклассникам, родным, учителям. Помощь, взаимомощь. Преданность, верность во взаимоотношениях.

Взаимоотношения между незнакомыми людьми. Доброжелательность. Терпимость. Отношение к пожилым, к маленьким детям.

Литература.

Hosted by uCoz